Меня часто спрашивают о восстановлении после операции, и я решил поделиться своими мыслями по этому поводу:
Мои проблемы со спиной, возможно, отличаются от ваших, но я буду предполагать, что они хоть немного похожи. Я не мог тренироваться, ходить, сидеть, спать... жить. У меня была невралгия седалищного нерва и, как следствие, сильные боли в обеих ногах (до самых стоп). Зато у меня был хороший повод летать первым классом... Я говорил жене, что мне нужно больше места (и больше бесплатного алкоголя).
Я не могу давать советы по реабилитации и восстановлению после операции — я не чувствую себя компетентным в этой области, однако, я могу рассказать, как сам восстанавливался после операции на спине. Советую готовиться к восстановлению заранее: перед операцией тренируйтесь настолько интенсивно, насколько это возможно. Приседание, толкание саней, становая тяга — постарайтесь подготовить свое тело к путешествию на операционный стол. Ощущения были порой (практически всегда, если честно) не самые приятные, однако, я говорил себе, что хуже уже точно не будет: боль все равно не оставляла меня ни на минуту, независимо от того, что я делал (или не делал). Я тренировался не потому, что хотел кому-то что-то доказать. Я не считаю себя нереально крутым чуваком: я живу в цивилизованной стране, все части тела у меня на месте, от голода я не умираю.
Боль раскрепостила меня. Я знал, что мои мучения — это инвестиции в будущее (как в психологическом, так и физическом плане). Я начал гулять вокруг больницы меньше чем через 24 часа после операции: небольшие прогулки по 800 метров. Я помню, с каким трудом я вставал с больничной постели — это было одним из самых тяжелых испытаний в моей жизни. Я хотел встать с кровати самостоятельно и готовился к этому как к приседанию с максимальным весом. В общем-то, на тот момент это и было приседание с максимальным весом.
После того как меня привезли домой и я каким-то чудом взобрался по крыльцу, а потом вскарабкался в свою спальню на втором этаже (для этого потребовались максимальные усилия), несколько дней я провел в постели. Как только я почувствовал, что готов, я начал ходить по 800 метров несколько раз в день. После каждой прогулки я делал упражнения с мини-эспандерами: жимы стоя, сгибание рук, различные тяги — все, что помогло бы поддержать верхнюю часть тела в тонусе. Итак, три раза в день — ходьба и три раза в день — упражнения с эспандерами .
Спустя примерно неделю я стал ходить в жилете-утяжелителе (5 кг). Я ходил и ходил много. Свои прогулки я не пропустил ни разу.
Через 3 месяца после операции я был здоров. Через 6 мне разрешили вернуться к тренировкам. Прошло больше года прежде чем я смог нормально приседать и тянуть (может, даже больше). Мне было не больно, просто я чувствовал себя "деревянным". Становая тяга давалась мне легче приседания, впрочем, я знаю и противоположные случаи, так что готовьтесь к неожиданностям.
Хирург мне попался вполне приличный (по крайней мере не трепло и не ссыкло). Он меня сразу спросил: "Хочешь выздороветь?" Я ответил: "Да." Он сказал: "Ну тогда восстановишься на 100%."
Первые три месяца после операции я регулярно ходил на мед. осмотры и в комнате ожидания насмотрелся на пациентов с такими же или похожими проблемами. Было тяжело видеть людей, передвигающихся с большим трудом, находящихся в плохой физической форме и страдающих от невыносимых болей. Я не хотел быть похожим на них. Разумеется, заболевания у некоторых из них были гораздо тяжелее, чем у меня, и особого выбора у них не было. Однако, я не хотел становиться таким. Ни за что. Я был беспощаден в своей реабилитации: мое желание снова стать здоровым и сильным заставляло меня трудиться изо всех сил.
Я на 100% уверен, что восстанавливаться после операции будет проще, если до нее вы были в отличной физической форме. Я хотел, чтобы мои ноги были такими сильными и мои легкие такими "большими", что ничто не смогло бы меня остановить, я хотел чувствовать себя неуязвимым. Если вы читаете эти строки после операции, вы, наверное, немного опоздали. Делайте то, что можете. Тренируйте руки, плечи... Все что можно тренировать, нужно тренировать. Кстати, такой же совет могу дать тем, кто не травмирован.
Я понимаю, что десятилетия тренировок не прошли даром. Зато я выяснил, что сильное тело и стальная сила воли — вещи подвластные почти любому человеку — помогут в преодолении самых разных трудностей.
Я не знаю, что вы можете делать, а что — нет. Я знаю только одно: нужно стараться сделать себя максимально сильным. Быть беспощадным на пути к поставленной цели. Во время реабилитации мне часто вспоминалась строка из песни "Damage, Inc." группы Metallica. Я повторял ее снова и снова: "Fuck it all and fucking no regrets". (Да пошло все на хуй без сомнений и сожалений)