Сила vs Гипертрофия: извечное противостояние


Меня недавно спросили что для возрастного спортсмена важнее: сила или мышечная масса. На мой взгляд, и то и другое очень важно. К тому же эти две вещи не являются взаимоисключающими. Для развития силовых способностей необязательно постоянно тренироваться в диапазоне 1-3 повторений, силу можно развивать и высокоповторными подходами тоже.

Имейте в виду, что и сила и мышечная масса с возрастом угасают. То же самое касается и растяжки/гибкости. Знаете поговорку "Что имеем — не храним, потерявши — плачем"? Она применима практически ко всем сферам физического развития.

С возрастом я начал концентрироваться на следующих вещах:
  • Растяжка/Гибкость — легко поддерживать и даже улучшать. Главное — делать что-нибудь каждый день.
  • Переход из горизонтального положения в вертикальное — очень важно. Я рекомендую турецкие подъемы. Необязательно освещать свои успехи в социальных сетях. Подъемы известны уже достаточно давно, так что не стоит выставлять напоказ свою посредственность.
  • Сила/Мышечная масса — повторюсь: не взаимоисключаемы. Цель — сильные ноги и "накачанный" верх.
  • Кардио — я рекомендую сочетание тяжелого и легкого кардио. Как правило, легкого должно быть больше, чем тяжелого. Мои подопечные прекрасно знают лозунг "сильные ноги — сильные легкие". Фанатизм в кардио тренировках вовсе необязателен; постоянство — гораздо важнее. Лично я поддерживаю лозунг "Сильные ноги — сильные легкие", однако, свой тренировочный процесс строю несколько иначе.
Планирование тренировочного процесса зависит от уровня физической подготовки (ваш уровень известен только вам). Я, например, обычно использую один из вариантов Пятиповторной схемы и Чрез Скуку к Массе. То есть после основных подходов я делаю 50 повторений (в общей сложности) с весом первого рабочего подхода. Эти 50 повторений я стараюсь уложить в 20 минут.

Таким образом, первая часть тренировки направлена на развитие силовых способностей, вторая — на гипертрофию мышечной ткани. За подсобной нагрузкой следует только ОДНО вспомогательное упражнение. Это ЕДИНСТВЕННОЕ вспомогательное упражнение выполняется обычно на 50 повторений и представляет собой либо упражнение с гирями, либо упражнение без отягощения.

Все вышеперечисленное повторяется 3 раза в неделю.

Кардио выполняется 3-4 раза в неделю и зависит от настроения/погоды. Главное — делать хоть что-нибудь, а что именно не так важно. Можно толкать сани, ходить пешком, ездить на велосипеде, бегать по лестницам, ходить в жилете-утяжелителе, бегать в горку, тянуть сани, бегать (1,6 км) и т.д. Повторюсь: главное — двигаться. Кардио выполняется как в дни силовых тренировок, так и в дни отдыха: это не имеет принципиального значения, здесь главное — постоянство.

Итог: моим "сильным легким" больше не придется играть в футбол, они просто должны быть здоровыми.

Если вам хочется побольше узнать об адаптации тренировочного процесса под поставленные задачи, я рекомендую книгу "5/3/1. 2-ое издание". Именно с этой книги я советую начать знакомство с системой 5/3/1.