Последнее время среди моих подопечных начали появляться нормальные люди, то есть такие, кто не тянет 200 кг в 13 лет и не посвящает тренировкам все свободное время. Долгожданная перемена, если честно, так как я уже достиг того возраста, когда хочется сделать для общественности что-нибудь полезное.
Начинающим спортсменам нужна прежде всего надежная база. Большие веса — это, конечно, прекрасно, но есть вещи поважнее: всестороннее физическое развитие, например.
Позвольте пояснить свою мысль с помощью аналогии: ученик, изучающий несколько предметов (математику, историю, изо, музыку, грамматику, риторику, литературу и физкультуру), справится с разнообразными трудностями и испытаниями гораздо успешнее ученика, изучающего только одни предмет. У здорового, образованного человека, способного анализировать поступающую информацию, а затем применять ее на практике, намного больше шансов добиться желаемого (чего бы он не желал). Некоторые считают такого человека даже опасным (в свете вышесказанного отдельные инициативы министерства образования выглядят крайне подозрительно). Впрочем, этот вопрос мы обсудим в другое время и в другом месте.
Фитнес индустрия состоит сейчас из нескольких враждующих фракций: приверженцы силовых тренировок, фанаты кардио, поклонники растяжки, апологеты гирь и отдельная группа сторонников всего самого современного. Тысячи экспертов (и миллионы их последователей) непоколебимо уверены в своей правоте. Впрочем, в чем-то они действительно правы. Среднестатистическому человеку в самом деле нужно больше двигаться. К сожалению, научно-технический прогресс привел к регрессу физическому. Причина довольно проста: чтобы сидеть за компьютером сильные мышцы не нужны. Отсюда вывод — лучше тренироваться хоть как-нибудь, чем совсем никак.
Однако, тем, кто желает иметь здоровое сильное тело (и здоровый крепкий дух), концепция "тренироваться хоть как-нибудь" не подойдет. И честно говоря, тезис "как-нибудь лучше, чем никак" не объясняет количество бреда, циркулирующего в фитнес кругах. Рано или поздно придется ответить за идеи, которые принесли больше вреда, чем пользы. Разумеется, не все вышеупомянутые фракции одинаковы: одни бережно собирают и хранят крупицы истины, другие так далеко вышли за пределы здравого смысла, что уже невозможно воспринимать их всерьез.
Всестороннее физическое развитие научить отличать зерна от плевел. Я глубоко убежден в том, что накопленный опыт пригодится потом — при выборе "профильного направления". Он даст надежный фундамент, богатый арсенал знаний и умений.
Несомненно, есть и исключения — этакие Тайгеры Вудсы силовых тренировок. Однако, исключения лишь подтверждают правило. О специализации можно задумываться только после 10 (или даже более) лет "классического" тренинга.
Под классическим тренингом я подразумеваю, как правило, систему тренировок профессиональных спортсменов. Мне, конечно, ближе американский футбол, но я занимался и другими видами спорта. И не только сам занимался, но и других тренировал. Поэтому хочу заметить, что в отличие от навыков и умений, специфичных для каждого конкретного вида спорта, физические качества спортсменов очень похожи. Я провел немало семинаров и на каждом мне задавали практически одни и те же вопросы. Скажем, водит человек своего ребенка на баскетбол и интересуется, как сделать так, чтобы тот играл лучше. Обычно я отвечаю примерно так: "Баскетбол — уникальный вид спорта. Он требует выносливости, силы, скорости и хорошего вестибулярного аппарата. Баскетбол, конечно, значительно отличается от футбола, который требует выносливости, силы, скорости и хорошего вестибулярного аппарата. Кажется, вашему сыну нужна программа тренировок, специализированная для баскетбола."
Дело в том, что требования ко всем спортсменам примерно одинаковы. О специализации можно задумываться, только если спортсмен уже имеет солидный стаж систематичных тренировок. Однако, таких, к сожалению, немного. Я бы даже сказал, что большинство спортсменов не ориентированы на долгосрочные результаты. Тренеры в средней школе не могут правильно тренировать своих подопечных, потому как не обладают достаточными знаниями (и возможностями). Зачастую самого молодого тренера заставляют присматривать за тренажерным залом, а схемы тренировок вывешивают на доске объявлений. Позвольте сразу внести ясность: я ни в чем не обвиняют тренеров средних школ — они делают, что могут. Если бы меня заставили преподавать химию в средней школе, я бы смог только мультики ученикам показывать.
В высших учебных заведениях дела обстоят, конечно, получше. Там есть опытные и компетентные тренеры, однако, их катастрофически не хватает и им зачастую приходится подчиняться людям, не имеющим к спорту никакого отношения. Что приводит к непредсказуемым, а порой довольно неприятным последствиям. Зато спортсмены могут 4-5 лет заниматься и прогрессировать по одной определенной системе подготовки. К этому мы и стремимся.
Мой подход к построению тренировочного процесса, наверное, не идеален — я попытался объединить в одну систему различные концепции и методики подготовки спортсменов. Проблемы при этом неизбежны: все компоненты физического развития становятся вдруг очень важными и сбалансировать их бывает непросто. Потому как под сбалансированностью тренировочного процесса многие понимают необходимость уделять каждой сфере физического развития одинаковое количество времени. По их мнению, каждый час силовых тренировок нужно уравновешивать одним часом растяжки и одним часом кардио тренировок. Тупее, на мой взгляд, ничего быть не может.
Уместить разные компоненты физического развития в одну систему так же сложно, как приготовить хорошее рагу: нельзя просто бросить в кастрюлю с водой полкило мяса, полкило овощей, полкило соли, полкило моркови и получить в результате вкусное блюдо — нужно соблюдать правильные пропорции.
Начинающим спортсменам нужна прежде всего надежная база. Большие веса — это, конечно, прекрасно, но есть вещи поважнее: всестороннее физическое развитие, например.
Позвольте пояснить свою мысль с помощью аналогии: ученик, изучающий несколько предметов (математику, историю, изо, музыку, грамматику, риторику, литературу и физкультуру), справится с разнообразными трудностями и испытаниями гораздо успешнее ученика, изучающего только одни предмет. У здорового, образованного человека, способного анализировать поступающую информацию, а затем применять ее на практике, намного больше шансов добиться желаемого (чего бы он не желал). Некоторые считают такого человека даже опасным (в свете вышесказанного отдельные инициативы министерства образования выглядят крайне подозрительно). Впрочем, этот вопрос мы обсудим в другое время и в другом месте.
Фитнес индустрия состоит сейчас из нескольких враждующих фракций: приверженцы силовых тренировок, фанаты кардио, поклонники растяжки, апологеты гирь и отдельная группа сторонников всего самого современного. Тысячи экспертов (и миллионы их последователей) непоколебимо уверены в своей правоте. Впрочем, в чем-то они действительно правы. Среднестатистическому человеку в самом деле нужно больше двигаться. К сожалению, научно-технический прогресс привел к регрессу физическому. Причина довольно проста: чтобы сидеть за компьютером сильные мышцы не нужны. Отсюда вывод — лучше тренироваться хоть как-нибудь, чем совсем никак.
Однако, тем, кто желает иметь здоровое сильное тело (и здоровый крепкий дух), концепция "тренироваться хоть как-нибудь" не подойдет. И честно говоря, тезис "как-нибудь лучше, чем никак" не объясняет количество бреда, циркулирующего в фитнес кругах. Рано или поздно придется ответить за идеи, которые принесли больше вреда, чем пользы. Разумеется, не все вышеупомянутые фракции одинаковы: одни бережно собирают и хранят крупицы истины, другие так далеко вышли за пределы здравого смысла, что уже невозможно воспринимать их всерьез.
Всестороннее физическое развитие научить отличать зерна от плевел. Я глубоко убежден в том, что накопленный опыт пригодится потом — при выборе "профильного направления". Он даст надежный фундамент, богатый арсенал знаний и умений.
Несомненно, есть и исключения — этакие Тайгеры Вудсы силовых тренировок. Однако, исключения лишь подтверждают правило. О специализации можно задумываться только после 10 (или даже более) лет "классического" тренинга.
Под классическим тренингом я подразумеваю, как правило, систему тренировок профессиональных спортсменов. Мне, конечно, ближе американский футбол, но я занимался и другими видами спорта. И не только сам занимался, но и других тренировал. Поэтому хочу заметить, что в отличие от навыков и умений, специфичных для каждого конкретного вида спорта, физические качества спортсменов очень похожи. Я провел немало семинаров и на каждом мне задавали практически одни и те же вопросы. Скажем, водит человек своего ребенка на баскетбол и интересуется, как сделать так, чтобы тот играл лучше. Обычно я отвечаю примерно так: "Баскетбол — уникальный вид спорта. Он требует выносливости, силы, скорости и хорошего вестибулярного аппарата. Баскетбол, конечно, значительно отличается от футбола, который требует выносливости, силы, скорости и хорошего вестибулярного аппарата. Кажется, вашему сыну нужна программа тренировок, специализированная для баскетбола."
Дело в том, что требования ко всем спортсменам примерно одинаковы. О специализации можно задумываться, только если спортсмен уже имеет солидный стаж систематичных тренировок. Однако, таких, к сожалению, немного. Я бы даже сказал, что большинство спортсменов не ориентированы на долгосрочные результаты. Тренеры в средней школе не могут правильно тренировать своих подопечных, потому как не обладают достаточными знаниями (и возможностями). Зачастую самого молодого тренера заставляют присматривать за тренажерным залом, а схемы тренировок вывешивают на доске объявлений. Позвольте сразу внести ясность: я ни в чем не обвиняют тренеров средних школ — они делают, что могут. Если бы меня заставили преподавать химию в средней школе, я бы смог только мультики ученикам показывать.
В высших учебных заведениях дела обстоят, конечно, получше. Там есть опытные и компетентные тренеры, однако, их катастрофически не хватает и им зачастую приходится подчиняться людям, не имеющим к спорту никакого отношения. Что приводит к непредсказуемым, а порой довольно неприятным последствиям. Зато спортсмены могут 4-5 лет заниматься и прогрессировать по одной определенной системе подготовки. К этому мы и стремимся.
Мой подход к построению тренировочного процесса, наверное, не идеален — я попытался объединить в одну систему различные концепции и методики подготовки спортсменов. Проблемы при этом неизбежны: все компоненты физического развития становятся вдруг очень важными и сбалансировать их бывает непросто. Потому как под сбалансированностью тренировочного процесса многие понимают необходимость уделять каждой сфере физического развития одинаковое количество времени. По их мнению, каждый час силовых тренировок нужно уравновешивать одним часом растяжки и одним часом кардио тренировок. Тупее, на мой взгляд, ничего быть не может.
Уместить разные компоненты физического развития в одну систему так же сложно, как приготовить хорошее рагу: нельзя просто бросить в кастрюлю с водой полкило мяса, полкило овощей, полкило соли, полкило моркови и получить в результате вкусное блюдо — нужно соблюдать правильные пропорции.