Истоки 5/3/1

Летом 2005 я почувствовал, что устал от пауэрлифтинга. Я устал от жимовых маек, приседаний на скамью, эспандеров и лишнего веса. Двумя годами ранее я поставил перед собой три цели, которые должен был выполнить, невзирая ни на что — и на последних соревнованиях мне это удалось. Достижение поставленных целей было радостным событием, однако, в целом жизнь казалась мне довольно безрадостной — я жаждал перемен. Проблема заключалась в том, что я не знал двух вещей: чего я хочу и как мне этого добиться.

Во-первых, я решил сбросить лишний вес. Весил я тогда 127 кг и желания мои были весьма непритязательны. Мне хотелось чтобы лицо не наливалось кровью, когда я наклоняюсь завязать шнурки и чтобы я мог пройти без одышки хотя бы несколько кварталов. Во время обучения в университете я, как и многие другие, серьезно занимался американским футболом и пребывал тогда в прекрасной физической форме — я мог если не все, то многое. А спустя всего лишь пять лет я оказался в конце пищевой цепочки. Я превратился в то, что презирал большего всего на свете — в мешок жира.

Однажды, когда я еще учился в университете, я заметил женщину, занимавшуюся спортивной ходьбой. Она не производила впечатление больного человека и не была толстой. Тогда почему же эта женщина, находившаяся, казалось бы, в прекрасной физической форме, выбрала такое примитивное занятие. Почему она не бегала? Почему не тянула за собой сани? Почему не толкала машину?

Почему она просто ходила?

Тогда я решил, что если когда-нибудь доживу до той поры, когда мне и простая ходьба покажется серьезной тренировкой, настанет время задуматься о самоубийстве.

К счастью, я не осуществил своего намерения. Однако, я отвлекся от сути, а она такова — я был не в форме и страдал от лишнего веса. И, хотя мой результат в приседании был 454 кг, сильным меня тоже нельзя было назвать — я не мог нормально двигаться и не мог применить свою силу в практических, жизненных ситуациях. В принципе все, что я мог — подняться на помост и выполнить соревновательное движение.

За месяц мне удалось сбросить 11 кг. Для этого мне всего лишь потребовалось больше ходить и меньше есть. Я снова мог нормально двигаться. Я снова мог бегать, прыгать на скакалке и делать многое другое.

Но как же я был слаб!

Я знал, чего я хотел. Я хотел тянуть и приседать больше 270 кг. Я хотел жать 180. И я хотел делать это без экипировки (маек и комбинезонов). А еще мне был нужен простой способ всего этого добиться. Я не хотел делать миллионы разных упражнений. Жим лежа, приседание, становая и жим стоя всегда были неотъемлемой частью тренировок любого настоящего атлета, так что я точно знал, какие упражнения следовало делать.

Мне нужна была программа — что-то очень простое, чему не пришлось бы уделять слишком много времени. Незадолго до описываемых событий я стал отцом и мои жизненные приоритеты изменились кардинальным образом: я по-прежнему хотел быть сильным, но не желал тратить на это все свободное время.

Ранее я уже экспериментировал с концептом 5/3/1, но сомневался, что удастся успешно применить его на практике. Так как цели мои были весьма незамысловаты, я выделил 12 месяцев на их достижение. Для начала я решил определиться со стартовыми весами — они получились очень легкими, смехотворно легкими.

Тем не менее у меня был план и я решил следовать ему до конца. После каждого месяца тренировок я должен был оказываться на шаг ближе к цели. По крайней мере так должно было произойти в теории — на практике все могло пойти совершенно иначе. В любом случае ничего лучше, а вернее проще, я тогда придумать не смог.

Впрочем, иногда чем проще, тем лучше. В моем случае так и оказалось. Я с легкостью справлялся с тренировками, наращивал мышечную массу и снова начал получать удовольствие от тренировочного процесса. Последний подход  я стал делать на максимум повторений, стараясь установить новые повторные рекорды.

Тренировки стали приносить мне радость. В прошлом остались изнурительные трехчасовые марафоны жима лежа. В прошлом осталась тесная, тугая экипировка. Теперь тренировки занимали не больше 30-45 минут, а я тем не менее становился все сильнее. Примерно после трех месяцев такой жизни я осмелел и решил сделать прикидку в становой. Я потянул, сам того не ожидая, 275 кг на три раза. Вес, с которым я надеялся сделать хотя бы одно повторение, покорился мне, не представив значительных трудностей.

Разумеется, этот вес нельзя назвать рекордным — ни на мировом уровне, ни даже на личном. Но на тот момент для меня это был очень приличный результат, особенно если учесть, что до этого тянул я исключительно в комбинезоне и весил к тому же больше. К тому же становая всегда давалась мне тяжело. Этому можно было бы найти немало убедительных объяснений, но факт оставался фактом: я был не очень силен в этом упражнении. Однако, я чувствовал, что с моей новой программой я смогу это исправить, не заплыв жиром в процессе.

Я все больше и больше экспериментировал с программой. Я опробовал ее на друзьях и знакомых. Я прочитал немало материалов по силовым тренировкам. Результаты моих исследований представлены в этой книге. Программа может со временем измениться, но ее основополагающие принципы — нет.

5/3/1. 2-ое издание