Основополагающие принципы 5/3/1

С момента публикации первой книги о 5/3/1 я непрестанно работал над улучшением и совершенствованием моей системы. Изначально 5/3/1 создавалась из эгоистичных побуждений: мне нужна была понятная, простая программа тренировок, соответствующая моим принципам; программа, которой я смог бы пользоваться в реальных условиях. Есть подозрение, что по некоторым системам, разработанным "авторитетными людьми", никто никогда не тренировался: ни сами авторы, ни их последователи. Именно поэтому такие "методики" бесполезны чуть больше, чем полностью. Когда на кону собственное тело (и силовые показатели), в планирование тренировочного процесса вкладывается гораздо больше усилий. Возможно, со временем и мне придется использовать "подопытных кроликов", но до тех пор, экспериментировать я буду в первую очередь на себе.

Материал, изложенный в данной книге, является следствием многих лет тренировок, экспериментов, травм и ошибок. Получилась практически новая система — Больше, чем 5/3/1. Когда я писал первую книгу, я даже не представлял себе, что смогу развить исходную программу до ее нынешнего состояния. И сейчас — после 25 лет тренировок и тренерской деятельности — я все еще сохранил юношеское стремление создать что-нибудь новое, уникальное, удивительное. Когда исчезнет это стремление, исчезнет вкус к жизни.

Исходная версия 5/3/1 стала прочным фундаментом для всех нижеописанных программ. Все они остаются верны основополагающим принципам: уделять особое внимание многосуставным упражнениям, начинать с небольших весов, прогрессировать постепенно и устанавливать личные рекорды. Ни для кого не секрет, что развитие силовых способностей неразрывно связано с базовыми упражнениями (приседание, жим лежа, становая и жим стоя). Эта взаимосвязь существует с момента изобретения штанги.

Концепт личных рекордов не столь распространен. Можно обойтись и без них, однако, мне нравится приходить на тренировку с четко поставленной целью. Мне нравится испытывать себя на прочность, бросать себе вызов. Мне нравится чувствовать, что я становлюсь сильнее с каждым днем.

К сожалению, есть и обратная сторона медали — невозможно ставить новые рекорды на каждой тренировке. Рекорды не даются просто так — их нужно заслужить. Зачастую начинающие и молодые спортсмены подвержены излишнему пессимизму: после первой неудачной тренировки у них опускаются руки. Они еще не понимают, что не все дни одинаково прекрасны: бывают дни неудачные, а бывают откровенно отвратительные.

Впрочем, именно это и является своеобразным плюсом личных рекордов. Хочу дать небольшой совет: если неудачная тренировка все же случилась, приложите максимум усилий для того, чтобы следующая была лучше. Тоска и отчаяние вряд ли вам помогут. Вам стоит изменить свое отношение к происходящему. Это — едва ли не единственная вещь, которая нам подвластна. Позволив сомнению, отчаянию или самобичеванию прокрасться к вам в душу, вы обречете себя на долгую ничем не примечательную жизнь.

Тысячи людей задают мне вопросы о программах тренировок, вспомогательных упражнениях, технике упражнений в надежде узнать волшебное средство, которое поможет им стать больше и сильнее. И действительно, если вы приседаете со штангой на лбу, придется внести некоторые коррективы. Но главные предпосылки успеха — Волю и Желание — практически никто не принимает во внимание. А ведь с их помощью порой удается совершить невозможное и подтверждение тому — опыт миллионов людей, которые, опираясь на Волю и Желание, смогли достичь поставленных целей. Почему бы вам не последовать их примеру? Многие довольствуются серой, ничем не примечательной жизнью, полагая, что людей, добившихся успеха, окружали благоприятные обстоятельства с самого их рождения. Возможно, вам не так повезло в жизни, но это не может стать оправданием бездействию. Напоминает сцену из фильма "Славные парни":

"Теперь Поли был его партнером. С любыми проблемами он идет к Поли. Проблемы со счетами, он идет к Поли. Проблемы с копами, поставщиками, Томми… он зовет Поли. Но теперь он должен платить ему... каждую неделю, невзирая ни на что. "Плохо идет бизнес? — Иди нахуй, плати. Пожар? — Иди нахуй, плати." "В заведение ударила молния? — Иди нахуй, плати."

Для того чтобы чего-нибудь добиться, вам потребуются Воля и Желание. Оправдания — всего лишь признак того, что вы готовы сдаться. В жизни вы получите только то, что заслужили. Следуйте этому принципу и перемены не заставят себя ждать.

Больше, чем 5/3/1